ГЛАВНАЯ  ! БОРЬБА ! НОВОСТИ ИСТОРИЯ МАРШРУТЫ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ФОТО СТАТЬИ ССЫЛКИ ГОСТЕВАЯ
 
   



Трамвай желания

Саратовский электротранспорт возвращается из незаслуженного забвения?

Девяностые годы прошлого столетия – смутное время для нашей страны. Экономические проблемы задели всех и вся, не обойдя и саратовский городской транспорт. Трамвай, один из самых удобных и экономичных видов транспорта для передвижения по большим городам, активно развивающийся в Европе, в Саратове в то время лишился финансирования и едва сумел удержаться на плаву.

Трамвайные 90-е

После распада Советского Союза трамвайное хозяйство Саратова практически осталось без бюджетного финансирования. Тяжелым уроном стала ликвидация двух важнейших маршрутов в центре города, которые связывали железнодорожный вокзал, улицы Чапаева и Чернышевского и площадь Орджоникидзе. Были идеи даже ликвидировать еще ряд маршрутов, в том числе № 11, что лишило бы возможности жителей поселка Солнечного доехать в центр города, минуя огромные пробки. Предполагался демонтаж линий на улицах Кутякова, Большой Горной и в Мирном переулке.

В 1993 году предприятие «Саратовгорэлектротранс» получило последний в XX веке вагон – на такой плачевной ноте закончилась система распределения, действующая в Союзе. С тех пор началось медленное, но неотвратимое увядание электрического общественного транспорта. Почему? Саратовские власти были озабочены другими проблемами, да и денег в бюджете не было. Трамваи предоставили самим себе, решив, что они откатают отмеренный им срок и канут в небытие, безжизненными кучами ржавого железа осев на обломках рельсов.

Подобным образом ситуация развивалась во многих городах России, например в Архангельске и Воронеже. Электротранспорту там также была предоставлена полная финансовая «свобода», и в скором времени он навсегда ушел с улиц, вытесненный ГАЗелями и древними автобусами иностранного производства. Последствием этого печального процесса стали многокилометровые чадящие пробки. Тогда власти одумались. В Воронеже чиновники даже объявили конкурс на восстановление трамвайного сообщения, определив на эти цели миллиардные суммы. Но было уже поздно. Воскресить электрический транспорт оказалось гораздо труднее, чем сохранить.

Вместе с тем, соотношение стоимости трамвайного вагона с автобусом и маршрутным такси явно не в пользу последних. Действительно, при покупке вагон обходится дороже других видов транспорта, но зато его можно дольше использовать. Если автобус редко служит дольше десяти лет, то трамвай при правильной эксплуатации и должном ремонте может бойко катить по рельсам 30, а то и 40 лет. Так, в Бельгии наряду с современными успешно эксплуатируются «раритетные» трамваи, выпущенные в 1971–1974 годах. А в итальянском городе Милане не менее успешно катают людей вагоны 1928–1935 годов рождения. Самые же старинные трамвайные вагоны, созданные аж в 1893 году, до сих пор эксплуатируются на острове Мэн в США.

К счастью, саратовский трамвай пережил это тяжелое время, в первую очередь благодаря самоотверженному труду работников «Саратовгорэлектротранса». Хотя выдержать эти годы было очень сложно. Устаревшие вагоны часто ломались. Одни – прямо на линии, другие вообще не могли выехать из депо. Для их ремонта требовались различные детали, для покупки которых не было средств. Тогда транспортники приобрели необходимое оборудование, и прямо в ремонтном цехе начали сами производить запчасти. Само собой, они были невысокого качества и тоже постоянно выходили из строя. В те времена даже старый, почти полностью развалившийся вагон был для предприятия настоящим сокровищем. Ведь с него можно было снять хоть сколько-нибудь дополнительных запчастей для восстановления других вагонов. Однако трамвайное хозяйство продолжало функционировать. Пусть и с огромными проблемами вагоны выходили на линии, чтобы перевозить жителей и гостей города.

Новый подход

За последние несколько лет на одно из первых мест в перечне проблем города вышло решение транспортного вопроса. Постоянное увеличение интенсивности дорожного движения не вписывается в соответствующую инфраструктуру, которая окончательно сформировалась 25–30 лет назад и практически не менялась с тех пор. Развитие городского общественного транспорта признано во всем мире первоочередной и наиболее эффективной мерой борьбы с автомобильными заторами.

Зарубежный опыт развития транспортных систем показывает, что рельсовые виды транспорта в последние десятилетия стали еще более привлекательными для пассажиров. В ряде крупных городов мира, таких, как Рим, Прага, Вена, обычные трамвайные маршруты – одна из обязательных черт городского пейзажа. Их полюбили и местные жители, и туристы, в том числе за то, что из окна трамвая очень удобно рассматривать городские достопримечательности. Чтобы дать возможность насладиться комфортабельной поездкой, из городов в некоторых странах даже специально убирают автобусные маршруты. Кроме того, в Европе трамваи используются не только для внутригородского сообщения. Так, самую длинную поездку на трамвае в мире можно совершить в Германии, проехав из Крефельда в Виттен. Протяжённость пути составит 105,5 км, на которые уйдут примерно пять с половиной часов.

Перемены по отношению к трамваям формализованы и в некоторых документах. Еще в 1983 году в Мельбурнской декларации Международного союза общественного транспорта было отмечено прекращение ликвидации трамвайного движения по всему миру. Трамвай признали одним из самых удобных транспортных средств в условиях города, так как благодаря высоким техническим характеристикам он обеспечивает пассажирам не только быстроту перемещений, регулярность, надежность и комфортабельность, но и безопасность перевозок.

В 2004 году была принята Дрезденская декларация упомянутого союза, в которой указывается, что трамвайные сети действуют более чем в 110 крупнейших городах стран СНГ, и именно они обеспечивают устойчивую мобильность в передвижении всех слоев населения. В итоговой оценке международного союза говорится, что трамвай – единственный вид наземного пассажирского транспорта, который способен в условиях плотной застройки городов быстро перевозить большие потоки пассажиров при разумных затратах и доступных ценах. Кроме того, трамвай является еще и экологически чистым видом транспорта.

Преимущества развития электрического транспорта очевидны в «цивилизованном мире». Его провозная способность в несколько раз выше, чем у автобусного транспорта и в 100 раз выше, чем у личного автотранспорта. Поэтому он может полностью удовлетворить спрос на пассажирские перевозки в городе без увеличения пространств для транспорта. А трамвайные поезда большой вместимости могут серьезно снизить загруженность улиц города транспортом, что положительно скажется на экологии. Последний фактор весьма актуален и для Саратова, который входит в тридцатку самых загрязненных городов России.

Настоящее и будущее

В России традиционно испытывают большой интерес ко всему европейскому. Как Старый, так и Новый Свет показывают России пример активного развития электротранспорта, и в частности трамвая, который нашей стране в целом и Саратову в частности давно бы пора взять на вооружение. Можно сказать, что последние десять лет стали эпохой настоящего трамвайного бума. Например, в Великобритании, где в конце 1980-х годов трамваи имелись только в одном городе, сейчас движение открыто в пяти. Во Франции трамваи снова вышли на улицы Бордо, Лиона, Монпелье, Орлеана и других городов. Также новые трамвайные системы открылись в Ирландии, Италии и Испании.

Несмотря на вышеописанный Ренессанс трамваев в Европе, в нашей стране трамвай зачастую рассматривается как устаревший вид транспорта, и значительная часть систем разрушается или стагнирует. Некоторые трамвайные хозяйства вовсе прекратили своё существование.

Впрочем, подобные негативные тенденции прослеживаются далеко не во всех городах. Есть и противоположные, позитивные процессы. Например, в Волгограде большую роль в жизни города играет «метротрам» (трамвайные линии в некоторых местах уходят под землю на манер традиционного метро). А в Магнитогорске стабильно развивается традиционный трамвай. Новые трамвайные линии за последние 15 лет открылись в Ульяновске, Коломне, Казани, Краснодаре, Красноярске, Пятигорске и некоторых других городах. Лидер по закупке подвижного состава – Москва, а крупнейшей трамвайной системой сейчас обладает Санкт-Петербург.

На сегодняшний день в Саратове действует 11 трамвайных маршрутов. Предприятие «Саратовгорэлектротранс» использует в основном вагоны марки 71-605 (КТМ-5) производства Усть-Катавского завода. На начало этого года трамвайный парк в Саратове насчитывал 239 вагонов различных модификаций. В этом году, впервые после 15-летнего перерыва, город получил 20 новых вагонов, которые теперь возят пассажиров по маршруту №3.

По графику движение трамваев начинается с 5:10 утра, а в 21:00 основная масса вагонов уходит в депо. На наиболее востребованных маршрутах трамваи продолжают ходить и после девяти часов вечера.

Обслуживают трамвайный парк два депо – Кировское и Заводское. Существует и третье, Ленинское трамвайное депо, которое было построено для трамваев 11 и 12 маршрутов, но в 2006 году все трамваи с его территории были выведены, и дальнейшая судьба депо не ясна.

Для преодоления транспортных проблем в Саратове необходима единая программа развития и взаимодействия всех видов городского общественного транспорта (прежде всего, трамвая), опирающаяся на его строгий приоритет перед прочими видами транспорта – общественного и личного. Муниципальная целевая программа «Развитие улично-дорожной сети и пассажирского транспорта в г. Саратове на 2008-2012 годы» предусматривает в частности капитальную реконструкцию основного магистрального трамвайного маршрута № 3 и превращения его в скоростную линию. Она позволит значительно снизить расходы, экономить до половины электроэнергии, удвоить среднюю эксплуатационную скорость, увеличить объем пассажироперевозок.

Модернизация магистральных трамвайных маршрутов – это гарантия устойчивой работы всего городского общественного транспорта, улучшение ситуации на дорогах, гарантия соблюдения законных прав льготных категорий граждан, улучшение экономической ситуации и повышение привлекательности жизни в городе.

Не стоит забывать и то, что трамвай сегодня – отличительный признак мегаполиса, та артерия, по которой ежедневно перемещаются тысячи людей. Это давно поняли в Европе, и остается надеяться, что местные власти возьмут с нее пример хотя бы в этом отношении и начнут более активно заниматься развитием электрического транспорта.

«Саратовский взгляд»

6 ноября 2008 г.

Антон Хохлов


 

© Андрей Суриков, 2010.

Rambler's Top100       Рейтинг@Mail.ru