ГЛАВНАЯ  ! БОРЬБА ! НОВОСТИ ИСТОРИЯ МАРШРУТЫ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ФОТО СТАТЬИ ССЫЛКИ ГОСТЕВАЯ
 
   



История Саратовского трамвая

Часть 1
«Дедушка» трамвая

Как и в большинстве русских губернских городов, история общественного рельсового транспорта в Саратове началась с конки. Договор на постройку линий конно-железной дороги был заключён между Городской управой и частным лицом - Леонидом Петровичем Блюммером 25 декабря 1885 года.

Следует отдельно остановиться на личности «дедушки» саратовского трамвая — Леонида Петровича Блюммера. Леонид Петрович был крайне неординарным, во многом даже авантюрным человеком. Дворянин, выпускник Московского университета, где он защитился на степень кандидата права, неутомимый журналист и редактор. Свою журналистскую деятельность Блюммер начал ещё в возрасте 19 лет в Петербурге, где, до переезда в Москву, он год отучился китайскому языку на восточном факультете Петербургского университета. После получения учёной степени Блюммер отправился за границу, где занимался изданием журнала «Свободное Слово» (сначала в Берлине, потом в Брюсселе), газет «Весть» (в Берлине) и «Европеец» (в Дрездене). Во время пребывания за границей Блюммер знакомился со многими русскими эмигрантами-революционерами, в том числе с Герценом, однако отношения у Блюммера с ними не сложились, и он принял решение вернуться в Россию. Либеральная тематика его изданий пришлась не по вкусу российским властям, и по возвращению в 1865 году Блюммер попал под суд и был сослан в Томскую губернию (ссылкой заменили первоначальную десятилетнюю каторгу). В Сибири Блюммер работал управляющим золотыми приисками, там же занимался писательской деятельностью. Лишь в конце 1870 года Блюммеру были возвращены все гражданские права, включая право свободного поселения. Поселившись в Саратове, Блюммер развил обширную деятельность сразу в нескольких областях. Результатом и стала организация строительства саратовской конки. (Надо отметить, что годом позже, в 1886 году, Блюммер становится одним из зачинателей строительства конки и в другом русском губернском центре — Воронеже). По концессионному договору с Городской управой Блюммер получал исключительные права на создание и эксплуатацию конно-железной дороги в Саратове в течение 40 лет, после чего был обязан отдать всю систему в пользование города. Размер ежегодного платежа в городской бюджет был определён: за первые десять лет — 1000 рублей, вторые — 1500 рублей, третьи — 2000 рублей, и в четвёртое десятилетие — 2500 рублей. Отметим и жёсткие условия строительства, явно недостижимые в нынешних условиях: согласно пункту 5 этого договора все работы по устройству рельсового полотна должны были проводиться так, чтобы движение по улицам не прерывалось, а все работы на каждой конкретной улице должны были быть закончены через два месяца после их начала.

Движение на саратовской конно-железной дороге было открыто 1 мая 1887 года (по старому стилю). Первоначально сеть состояла из двух линий: от железнодорожного вокзала по Московской улице до Старособорной (ныне — Музейной) площади и по Большой Сергиевской улице (ныне — улице Чернышевского) от Московской до Александровской (Горького). Время работы — с 7 утра до 10 вечера. Интервал движения  — 10 минут. Стоимость проезда — 5 копеек в первом классе и 3 копейки во втором. При этом линия по Московской улице делилась на две тарифные зоны. Максимально облегчённые двухсторонние вагоны конки представляли собой открытый кузов на двух осях без боковых стенок (крыша держалась на стойках). Вдоль бортов вагона шла широкая подножка; посадочных площадок у вагона конки не было — посадка осуществлялась по всему борту. Для оборота вагона у вокзала было сооружено кольцо, а около Гостиного двора (ныне на его месте — построенное в 1909—1914 годах здание управления Приволжской железной дороги) на Старособорной площади был оборотный тупик. Лошадей просто перепрягали с одного конца вагона на другой. Движение на линиях было левосторонним. Впоследствии количество линий конки увеличилось. Были открыты маршруты по Ильинской (ныне — Чапаева) улице, по Астраханской улице до товарной железнодорожной станции (ныне — станция Саратов-II), по Никольской (Радищева) от Московской улицы до Константиновской (Советской) и далее по Константиновской до Народного театра (у нынешнего Саратовского драмтеатра им. Слонова).

В 1888 году умирает основатель и владелец конки Леонид Петрович Блюммер, и всё хозяйство переходит на баланс акционерного общества. На момент передачи капитал составлял 900 000 рублей. Расходы на перевозку одного пассажира составляли от 3,44 до 4,08 копеек, выручка кондуктора за день — от 290 до 412 рублей. После смерти основателя конка ещё 20 лет успешно осуществляет массовые перевозки горожан. Так в 1893 году было перевезено 2 579 500 пассажиров, в 1896 году — 3 452 000, а в 1900 году — 5  473 000 пассажиров. Тем не менее, век конно-железных дорог подходил к концу. Необходимость электрификации города вынудило городские власти в 1902 году начать подготовку к созданию городской электросети, а вместе с ней и трамвайного сообщения. И 15 апреля 1905 г. (по старому стилю) Саратовская городская управа и бельгийское акционерное общество «Взаимная компания трамваев» заключили договор на постройку в Саратове электростанции, устройство трамвая и освещения.

А. Суриков



Кликните, чтобы увеличить фото.
Открытка.
Фото не позднее начала 1909 г.: Московская ул.
Из коллекции П.Пилецкого.

Кликните, чтобы увеличить фото.
Открытка.
Фото не позднее начала 1912 г.: Немецкая ул.
Из коллекции П.Пилецкого.

Кликните, чтобы увеличить фото.
Открытка.
Фото не позднее начала 1913 г.:
трамвай линии "Вокзал" - "Пристань"
только что свернул с Никольской на Немецкую ул.
Из коллекции П.Пилецкого.


© Андрей Суриков, 2009—2010.

Rambler's Top100       Рейтинг@Mail.ru